Знаете, какая из существующих марок мотоциклов самая старая? Нет, не Harley-Davidson. Это Royal Enfield: первые двухколесные машины со 150-кубовым мотором выпущены в 1901 году. Правда, это первенство оспаривается мотоподразделением Peugeot, которое показало прототип мотоцикла тремя годами раньше. Но французы начали производство на заводе в Валантиньи в том же 1901 году, что и британцы, а в наши дни фирма Peugeot Motocycles, перешедшая два года назад в руки индийского концерна Mahindra, занимается исключительно скутерами.
Royal Enfield тоже уже давно не британская марка: на родине последние мотоциклы сделали еще в 1970 году. Однако с 1955 года началась сборка в индийском Мадрасе (ныне Ченнай), через семь лет производство было полностью локализовано, а с 1995 года все права на бренд принадлежат местной корпорации Eicher.
Слишком много индийского? Такова реальность: три года назад Индия отобрала у Китая первую сточку в рейтинге крупнейших моторынков мира, а по итогам прошлого года стала еще и производителем номер один. Только вдумайтесь: в 2016—2017 финансовом году индийцы купили 17,6 миллиона мотоциклов! То есть, каждые 11 дней в Индии их продается столько же, сколько в США за весь год. Поэтому новости об открытии новых индийских мотозаводов приходят регулярно.
Royal Enfield Continental GT
Вот и фирма Royal Enfield только что объявила о запуске серийного производства на новом заводе в городке Валлам Вадагал. Это уже третья сборочная площадка фирмы: все они расположены в штате Тамил Наду неподалеку от Ченная. Вместе с третьим заводом мощности достигли 825 тысяч мотоциклов в год. Не очень впечатляет на фоне общего объема рынка? Но дело в том, что Royal Enfield вообще не делает скутеров и малообъемной техники! Самая скромная модель имеет мотор рабочим объемом 350 «кубиков». А мотоцикл Classic 350 корнями уходит к британской конструкции образца 1936 года. Что не мешает фирме Royal Enfield ежегодно продавать столько же мотоциклов, сколько фирмы Harley-Davidson, BMW, KTM, Triumph и Ducati вместе взятые: около 700 тысяч! Причем за последние шесть лет продажи планомерно увеличились на 55%.
Royal Enfield Classic 350
Впрочем, в рейтинге индийского рынка у компании Royal Enfield лишь шестая строчка после компаний Hero, Honda, TVS, Bajaj и Yamaha. Хотя успех лидеров основан, как правило, на продаже дешевых скутеров и мопедов с двигателями объемом 50—125 кубических сантиметров. Причем в Индии есть огромный неудовлетворенный спрос на мотоциклы Royal Enfield: очереди на некоторые модели растягиваются до полугода.