Обзор журнала МотоЭксперт – Первопроходцы.

Текст Николай Богомолов
Фото: Polaris

Polaris особенно трепетно относится к американской народной забаве – грязевым гонкам. Которая по совпадению может считаться и русским национальным развлечением. Концерн производит сразу три варианта специализированных машин, рассчитанных на езду по болотам, бродам и грязям, Sportsman, Ranger и RZR, объединённых словом Highlifter в названии.

Sportsman XP 1000 Highlifter

Квадроцикл – оптимальный грязевой транспорт. Он достаточно лёгкий, чтобы не слишком глубоко продавливать зыбкий грунт, а некоторые водные преграды даже переплывать. Если «сайд» в одиночку вытащить из засады малореально, ATV можно окопать, раскачать, подтолкнуть и выскочить. Есть большой простор для управления с помощью перемещения веса тела. В общем, сплошные плюсы, только нужно желание активно двигаться и некоторые специфические навыки.

 

Sportsman XP 1000 Highlifter Edition построен на базе полноприводного бестселлера Polaris. 85-сильный двухцилиндровый двигатель как нельзя лучше подходит, чтобы крутить огромные колёса, даже если они закопались в вязкую жижу. Закапываться можно не только колёсами, но и сиденьем, и нижней частью капота. Потому что принципиально важные воздухозаборники, которые нельзя топить, вынесены под шноркель чуть ниже руля. Резина на экстремальном бездорожье важна не менее, а местами более чем шноркели. На 14-дюймовых колёсах стоят 29-дюймовые покрышки High Lifter Outlaw 2. Такая разница в размерах обода и шины объясняется чрезвычайно высоким профилем. Наполняемая воздухом часть велика сама по себе, так что способна удерживать машину наплаву. Но особенно примечательны грунтозацепы. Они настолько высоки, что могут докопаться до твёрдого грунта в самых жёстких грязях. Естественно, в сочетании с особым устройством подвески, покрышки дают внушительный дорожный просвет. Из других особенностей – стропа, чтобы легче было перемещаться по квадроциклу, острые подножки, чтобы не соскальзывали ноги, мощный бампер, способный пробивать дорогу через заросли, и встроенная в него лебёдка.

Ranger XP Highlifter

 

2016 ranger xp 900 eps highlifter
2016 ranger xp 900 eps highlifter

 

Как бы прекрасен ни был грязевой квадроцикл, это достаточно требовательная к водительским навыкам машина, по которой ещё и надо перемещаться. Специально для автомобилистов, которым чужды мотоциклетные органы управления, придумали sidebyside. У Polaris первым семейством этого класса стали «утилитарники» Ranger, которые много лет пользуются спросом у фермеров, охотников и прочих тружеников и отдыхающих. Естественно, американцы не могли его не залифтовать под болотную езду.

Хоть у «рейнджеров» и есть в запасе «литровый» мотор, на версию Highlifter поставили «девятисотку». Она дешевле, при этом выдаёт неплохой крутящий момент, хоть и мощности на пике не слишком много, 68 лошадиных сил.

 

От «утиля» Ranger унаследовал трёхместное сиденье-лавку. На него удобно залезать, если едешь один – с двух сторон. Это полезно на серьёзном бездорожье, где водительская дверь периодически оказывается заблокирована деревьями, камнями или чем-то ещё. Ещё одно утилитарное наследство – большой самосвальный кузов. Над ним – загнутые вниз трубы шноркелей, расположенные на уровне головы водителя. То есть Ranger может ехать, пока не начнёт тонуть экипаж.

 

Ranger Highlifter не слишком быстр, зато проходим и грузоподъёмен. Он сохранил утилитарные качества базовой модели при улучшенной проходимости. Его хорошо брать в квадроциклетную или мотоциклетную экспедицию в качестве технички. Он пройдёт через сложный грунт, при этом в большом кузове утащит с собой бензин, еду, палатки и прочее. А при необходимости ещё и выдернет кого-нибудь мощной лебёдкой.

RZR 1000 Highlifter

 

2016 rzr xp 1000 eps highlifter
2016 rzr xp 1000 eps highlifter

 

RZR 1000 Highlifter – ещё один «сайд», но с принципиально другой концепцией. Здесь за основу взята гоночная машина, которая изначально рассчитана на быструю езду по сухой поверхности. На самый быстрый RZRсейчас ставят турбированный мотор. Для грязевого, которому не надо носиться с большими скоростями, выбрали двигатель попроще и подешевле. Этот «атмосферник» стоял на топовом «Рейзоре» прошлого поколения. Он надёжен, изучен, на него легко купить запчасти и тюнинг. А характеристик хватает для грязевых ванн с большим запасом, так что можно ещё и посуху быстро проехать.

 

Правда, ходовая твёрдый грунт не очень любит. Как и на других Highlifter, здесь стоят колёса на покрышках с огромными зацепами. И зацепы эти быстро ездить на сухую не умеют. Длинноходная подвеска тоже сделана для грязевых условий. Для этого здесь и специальная геометрия, и загнутые рычаги, защищённые таким образом от контакта с камнями и колеями. От гоночной техники здесь глубокие «ковши» сидений. Из них не очень быстро вылезать, зато хорошо упираться всем телом при боковых нагрузках.

 

RZR Highlifter для перевозки грузов и неспешных катаний подходит не очень хорошо. У него цель другая: это спортивная машина, на которой можно принимать участие в соревнованиях, где нужна не только проходимость, но и скорость. На нём уже не ползают по грязи, а мчатся полным ходом, так что только комья в стороны разлетаются.