Polaris RZR Turbo 1000 – ТУРБОСИЛА!!!

Текст: Николай Богомолов Фото: Роман Романишин
Источник: Журнал Мотоэксперт

Крупнейший американский производитель внедорожной мототехники снова на вершине в гонке мощностей спортивных side-by-side. Polaris RZR Turbo – самая быстрая машина в своём классе с «литровым» турбированным мотором и ходовой частью, рассчитанной на самые жёсткие режимы эксплуатации. «Мотоэксперт» поездил на новинке в окрестностях Санкт-Петербурга по кроссовой трассе «Сосновый бор» и прилегающим территориям.

Гонка вооружений завела «сайдовый» класс в сторону, куда практически не ступала нога производителей мототехники. Турбины пытались серийно ставить на мотоциклы и снегоходы, но идея не прижилась. В качестве тюнинга различные системы наддува оказались значительно более популярными, но мейнстримом тоже не стали. А вот для больших, тяжёлых четырёхколёсных мотовездеходов решение оказалось востребованным. Привычные двухцилиндровые атмосферные моторы слабоваты для гоночной техники, а внедрять что-то более крупное – тяжёлое и дорогое занятие, требующее как разработки с ноля самих двигателей, так и полной переделки ходовой части.

Первыми простой и эффективный способ набить в «сайд» побольше лошадиных сил с минимальными усилиями придумали канадцы. Их CanAm Maverick Turbo выстрелил год назад. Турбина оказалась техническим допингом, который поднял планку конкуренции на абсолютно новый уровень, и ответить на который можно было только аналогичным решением. Ждать ответа пришлось недолго: в этом сезоне Polarisвыкатил свой ответ, RZR Turbo, который вернул «Рейзору» звание самого мощного серийного sidebyside. Наддув пристроили на двигатель ProStar 1000, который и раньше был более чем мощный. Но после установки турбины количество лошадей стало просто устрашающим. 144 «кобылы» – это уже нечто, сравнимое со спортивными внедорожными автомобилями, особенно с учётом разницы в весе. Естественно, +30 % к мощности и +45 % к крутящему моменту потребовали полной внутренней ревизии мотора, в котором усилили практически все детали, от шатунов до радиаторов.

Нужна или нет турбина – вопрос даже не стоит. При лёгком нажатии на педаль машина ведёт себя практически как «литр» прошлого поколения, то есть рычит и мчит, но в рамках разумного. Самое интересное начинается, когда даёшь ей немного разогнаться, а после этого прижимаешь «газ» к полу. Тогда турбо-сила раскручивает колёса настолько мощно, что даже немного жалеешь об отсутствии трекшн-контроля. Практически всю трассу проезжаешь слегка боком, причём не только повороты, но и прямые.

Потенциальных покупателей такой техники часто пугают турбо-ямой. Я ничего подобного не ощутил. Наоборот, разгон усиливается ровно и предсказуемо. Главное – стараться поменьше «закрываться», чтобы не приходилось раскручиваться с «низов». Хотя слабыми они кажутся только на фоне верхней зоны этого же мотора, а по сравнению с другими «сайдами» RZR Turbo конкурентен во всех режимах. Больше всего ждёшь длинных прямых участков, потому что там можно попробовать выжать из двигателя если не все силы, то хотя бы большую их часть. Он начинает слегка подвывать и мчаться так, что пассажир меняет цвет лица и пытается выпрыгнуть.

Хотя ходовая часть бережёт много нервов. Главное – не смотреть под колёса и не думать, что через эту яму и колею ни один человек в своём уме не стал бы ехать даже вдвое медленнее. RZR Turbo – как судно на воздушной подушке. Ты несёшься на здоровенный бугор, весь съёживаешься в ожидании удара, а вместо этого не происходит ничего. Лёгкий толчок в районе колёс, вот и всё ужасное препятствие, на котором другие транспортные средства в лучшем случае бы содрогнулись, а в худшем – перевернулись или поломались. Это создаёт некоторые трудности при прыжках. Совершенно непонятно, на какой высоте ты пролетаешь и летишь ли вообще. Потому что землю из кабины видно плохо, а удар о землю подвеска отрабатывает, как будто его не было, а ты просто ехал по земле. Даже кроссовая «волна», где колёса перелетают с бугра на бугор на протяжении 200 метров, проезжается без особой нестабильности. Главное и самое сложное – забыть, что внизу, и держать скорость повыше.

Даже при стандартной настройке подвеска работает безукоризненно. Но её можно дополнительно настраивать. А это даёт ещё множество вариантов поведения. Например, можно сделать чуть более жёсткой отработку неровностей, но при этом добиться большей стабильности в поворотах. Хотя в любом случае машина будет покачиваться, от этого с таким дорожным просветом никуда не денешься. Зато удары по днищу для RZR Turbo – большая редкость, чтобы их почувствовать, нужно пропустить между колёсами действительно большой пень либо заехать в экстремально глубокую колею.

Посадка типично гоночная. Сильно смотреть по сторонам не приходится. Водитель с пассажиром смещены вниз, чтобы максимально занизить центр тяжести, сверху торчат головы и плечи. Сиденья регулируются по длине в достаточно широком диапазоне, к ним тебя плотно прижимает ремнями безопасности. Пассажиру, как и полагается, выделена металлическая ручка, за которую можно судорожно цепляться, когда скорость кажется слишком большой. На случай бродов в полу предусмотрены отверстия, через которые попавшая в кабину вода оперативно вытекает обратно.

Пожалел я только об одном, что ездить пришлось в основном по кроссовой трассе. Конечно, очень интересно играть мощностью мотора при выходе из поворотов и заходе на прыжки, проплывать по огромным кочкам, как по воде. Но для RZR Turbo это детский сад. Такой машине для полного раскрытия требуется простор, и чем больше этого простора, тем лучше. Длинные быстрые дороги – лучшая среда обитания, где педаль «газа» можно подержать прижатой чуть дольше пяти секунд, почувствовать космический разгон после 100 км/ч и удивиться, как в таком режиме подвеска отрабатывает вроде бы большие препятствия, на которые даже смотреть страшно.

Для традиционных американских развлечений вроде пустынных гонок и заездов по барханам это точное попадание в цель. Из российских вариантов досуга в первую очередь на ум приходят ралли-рейды или просто езда по степям, где дорогам не видно конца и края. Кросс, перемещение по грязям и другой отдых, не требующий больших скоростей – это уже факультативные занятия, при которых возможности RZR Turbo будут видны лишь частично.

Share this post