ЧЕМПИОН – RZR High Lifter 1000

Текст: Николай Богомолов. Источник: Журнал Мотоэксперт

RZR High Lifter – необычный вариант трансформации раллийного side-by-side в машину для глубокой грязи. Нужны ли болотоходу мощный мотор, гоночная эргономика и длинноходная подвеска, «Мотоэксперт» выяснил в размокших по осени полях и лесах Ленинградской области.

Polaris RZR – очень мощный и быстрый спортивный side – by – side . С одной особенностью: предназначен он преимущественно для твёрдых или сыпучих грунтов, где полноценно работает мягкая длинноходная подвеска, а невероятная мощность мотора передаётся с минимумом потерь и разгоняет машину до внушительных скоростей. Но выдающийся набор характеристик манил и тех, кому болота и грязи ближе и роднее степей и пустынь. «Рейзоры» беспощадно переделывались под грязевую езду, становились более проходимыми, но требовали больших затрат и после такой самодеятельности теряли в надёжности. Кроме того, заниматься такими экспериментами далеко не каждому позволяли умения и свободное время. Со временем американцы поняли, что большой кусок рынка находится вне их охвата. И придумали RZR 1000 High Lifter , спортивный сайд, предназначенный для грязевых гонок и просто быстрой езды по тяжёлому бездорожью.

Помимо RZR в грязевом семействе Polaris присутствует ещё один side – by – side Ranger High Lifter и квадроцикл Sportsman High Lifter . По ним сразу видно, что это техника для того, чтобы неспешно карабкаться по очень сложному рельефу с большим количеством грязи. «Рейзор» же унаследовал от раллийного донора стремительный мускулистый экстерьер. Который органично дополнили длинные рычаги подвески и покрышки с гигантскими грунтозацепами. Похоже на гоночный бигфут, только колёса поменьше. И побольше шноркели, которые погружаются под воду только одновременно с головой водителя, то есть в тот момент, когда ещё глубже заезжать становится опасно для жизни.

Правда, сидит экипаж очень низко. Это хорошо, когда нужно быстро ехать повороты: центр тяжести внизу, устойчивость нормальная, полулежачее тело вдавливается в сиденье и не болтается в поворотах. Немного хуже становится, если в трофийных традициях приходится постоянно вылезать, копать и лебедиться. Часто садиться и выгружаться из «ковшей» – сомнительное удовольствие, которого лучше избегать. Ещё один минус низкой посадки – в глубоких бродах ты очень быстро оказываешься в воде. Причём не просто мочишь ножки, а погружаешься самыми чувствительными местами в грязную холодную жижу. Причём происходит это на глубине, когда «рейзор» ещё в состоянии ехать, поскольку шноркели ещё торчат высоко над водой. Конечно, расположить сиденья на высоте, где вода до него не достанет, не получилось бы никак, но немного приподнять, чтобы апокалиптический момент контакта с водой случался чуть реже или чуть позднее – вполне.

Но если погода тёплая, а брод чистый, от езды по глубине можно получать большое удовольствие. Ощущения фантастические: ты сидишь в воде, торчит из неё только шлем и плечи, не видно педалей, и даже руль заливает, а RZR продолжает ехать, поднимая волны. Это трудно с чем-то сравнивать. Пару раз мне приходилось случайно заезжать на похожую глубину на мотоцикле эндуро, после чего надо было его с большими трудами вытаскивать на сушу и производить очень долгие реанимационные мероприятия. А RZR проезжает, как по асфальту, и не думает заглохнуть.

Главное – чтобы колёса не увязли в донной грязи. Вот тогда начинается самое интересное. Нужно вылезать, практически ныряя искать под водой лебёдку, тянуть её на берег, возвращаться, нащупывать в залитой кабине кнопки и педали. Всё это приключения, которые трудно забыть. Правда, чтобы «засадить» RZR High Lifter , нужна или очень опасная трясина, или полное отсутствие навыков вождения. Потому что в самой обычной комплектации на него ставятся невероятные покрышки. Грунтозацепы там такой высоты, что по идее они должны выгребать даже в очень суровой грязи. Причём они даже заходят на боковые поверхности и в колее, когда низ покрышек повисает и теряет контакт с грунтом, цепляются за края и всё равно вытаскивают машину. Наконец, у машины приличный клиренс, так что её ещё и проблематично посадить на брюхо. Настоящий вездеход, если, конечно, не заехать в настоящее глубокое болото, где цепляться колёсам просто не за что.

На сухопутные «литровые» RZR в последнее время любят ставить турбированные моторы. Мощность, конечно, лишней бывает редко, но грязь – именно этот случай. Чтобы не рвать зыбкий грунт, в High Lifter решили использовать проверенный 110-сильный атмосферный двигатель. До недавнего наступления турбоэры он считался вершиной в своём классе, да и сейчас продолжает находиться в авангарде. Мы искатали множество грязей, болот, горок, каменных завалов, грунтовок и не нашли ни единого места, где хотелось бы побольше лошадиных сил. Поменьше – иногда, чтобы аккуратнее проезжать особо засадные места. Потому что, несмотря на заточенную под грязь трансмиссию, местами мотор резковат. Он явно просит полного «газа» и не понимает, когда его пытаются заставить тихонько пробираться без рывков и пробуксовок. Так что стиль прохождения грязи на RZR – не проползать, а пролетать.

Похожий характер и у ходовой части. Паучьи лапы рычагов, толстые бёдра амортизаторов наводят на мысли, что хода подвески здесь много, и ходит она очень мягко. Но не тут-то было. Заводская настройка жёсткая, как будто это не грязевой, а шоссейно-кольцевой аппарат. Хорошо, если нужно ехать быстро. А если требуется комфорт, придётся заняться регулировкой. Благо, процедура очевидная, не требующая специальных навыков и знаний.

RZR 1000 High Lifter – одна из нескольких грязевых машин Polaris . И она не является универсальной, а занимает вполне конкретную нишу. Главная цель – ехать как можно быстрее, в том числе на соревнованиях. Ради сочетания скорости и проходимости конструкторы пожертвовали частью комфорта и грузоподъёмности. Зато получили прямо с завода аппарат, основные узлы которого вроде двигателя, подвески, трансмиссии, впуска-выпуска, колёс уже готовы к быстрой езде, в том числе гоночной.

Share this post